Среда, 22 июня, 2022

Политическая воля: кто из руководителей Запорожья смог сделать больше для его процветания

Для жителей Запорожья не секрет, что развитие и становление города происходит неравномерно: в отдельные годы и даже десятилетия не происходит практически ничего особенно значимого, в то самое время, как другие временные периоды приносят множество результатов за меньшее время. Безусловно, это напрямую зависит от того, кто руководит жизнедеятельностью города. И на том, кто же оказался наиболее эффективным градоначальником индустриально-промышленного Запорожья, стоит остановиться подробнее. Далее — на zaporizhzhia-yes.com.ua

Как все начиналось

Период нелегких девяностых годов прошлого века большинство жителей Запорожья наверняка запомнят по некоторым его неприятным “отличительным признакам”: отсутствию нормального транспортного снабжения и вместительного общественного транспорта, темным дворам и улицам без внешнего освещения, множеству неработающих социальных институтов. Те времена были ознаменованы также тем, что горожане могли участвовать во всех процессах, связанных с управлением Запорожьем, лишь минимально и опосредованно — поскольку градоначальника выбирали местные депутаты. Именно голосование этих чиновников определяло то, кто же станет следующим городским головой индустриального Запорожья, и то, как именно будет развиваться и протекать жизнь в нем для каждого человека. Безусловно, народные избранники местного уровня приводили к власти тех, кто устраивал, прежде всего, их самих, и мало заботились о том, чтобы человек в главном кресле города отвечал пожеланиям самих запорожцев. Так пришел к власти запорожский мэр Александр Головко. 

Дать больше, чем взять

Безусловно, девяностые годы по всей стране простыми назвать невозможно — ведь это был не только период становления новой формы существования, но и слом всего старого и привычного. Потому инвестиции в местный бюджет Запорожья были минимальными, а вот отчисления — огромными (по сравнению со многими другими годами). Все дело в том, что тогда в Запорожье ещё вовсю работали многочисленные заводы и предприятия (которые позже, уже к середине и концу 90-х годов, стали испытывать трудности и постепенно закрываться). Те отчисления в государственный бюджет, которые делали запорожские предприятия, были весьма существенными, но оставить их в городе или хотя бы как-то договориться о значительном увеличении дотаций Александру Головко тогда не удалось. 

Фонтаны и проспект

Новая эпоха для Запорожья и запорожцев началась с приходом к власти Александра Поляка. Во-первых, город стал получать больше денег из центрального бюджета, а во-вторых — грамотно расходовать свои собственные средства. Так, в результате симбиоза этих двух подходов к хозяйственной деятельности, запорожцы получили полностью обновленный внешний вид центрального проспекта столицы области (с него убрали множество старых деревьев, асфальт и трамвайные рельсы, а взамен устроили стильные элементы ландшафтного дизайна, фонтаны и места для отдыха), новый бульвар Шевченко (включительно с символом современного Запорожья — так называемыми Часами Влюбленных, которые вызванивают мелодию из знаменитого фильма “Весна на Заречной улице”, снятого в нашем городе), присутствие уличного освещения (причем не только на проспекте и улице Победы, но и во множестве дворов и закоулков, которые раньше такого не удостаивались). Словом, финансовые дела города существенно поправились и жители его стали с оптимизмом смотреть в собственное будущее. Правда, и в этой внушительной бочке меда оказалась своя ложка дегтя — многим тогда не пришлось по нраву решение Александра Поляка убрать с центрального проспекта трамвайные рельсы, тем самым резко сократив продолжительность маршрутов этого вида транспорта, и после грандиозного скандала в депутатском корпусе это решение отодвинули “на потом”. Однако, несмотря на это, в памяти запорожцев именно этот градоначальник остался не только самым результативным, но и финансово эффективным менеджером. Во всяком случае, его рекордов по обновлению облика Запорожья по сей день ещё не удалось побить никому. 

Проблемы и решения

Преемник Александра Поляка на посту городского головы Запорожья — Евгений Карташов — не отличался сколько-нибудь значимыми достижениями на ниве благоустройства города. Соответственно, и значительных инфраструктурных проектов во время его каденции Запорожье не получило. Если, конечно, не считать начатой как раз в эти годы (начало двухтысячных) многосерийной и многолетней эпопеи со строительством запорожских мостов для соединения правого и левого берега Днепра через остров Хортица. Мосты так и не были построены ни при Карташове, ни при Сине (следующем запорожском мэре), и тысячи запорожцев продолжили каждое утро и каждый вечер простаивать в пробках в попытках попасть с работы домой и из дома на работу. 

В течение следующих десяти лет внешний облик Запорожья начал постепенно преображаться и чем-то напоминать современный, удобный и во всех отношениях правильный европейский город. Так, например, были приведены в исполнение программы по реконструкции некоторых рекреационных мест, построены фонтаны на центральном проспекте города, обустроены спортивные зоны и прочие подобные изменения — не слишком глобальные, чтобы остаться в памяти надолго, но и не слишком мелкие, чтобы утверждать, что в Запорожье совсем уж ничего не происходило. Градоначальник Александр Син задумал, но так и не смог привести в исполнение проект грандиозной реконструкции центральной площади города — Фестивальной — на которой предполагалось установить потрясающий фонтан. Причем вопросы финансирования такого проекта были, как утверждалось, полностью решены (фонтан предполагалось выстроить за счет пожертвований некоего бизнесмена), а подвела мэра изменчивая политическая конъюнктура и некоторые перетасовки внутри запорожского истеблишмента. 

Снова на гребне волны

Чуть более в освоении бюджетов всех уровней на благо каждого запорожца преуспел Владимир Буряк — следующий градоначальник. Так, его время пребывания в главном кресле Запорожья принесло множество приятных и ощутимых изменений. Так, например, были реконструированы зоны отдыха возле воды (ярким примером выступил Правобережный пляж), рекреационные зоны в центре города, обновлены дороги и приведен в исполнение муниципальная программа по обеспечению горожан доступным и комфортным транспортом. Особенно порадовал жителей Бабурки первый в истории города троллейбусный рейс в их район — в качестве альтернативы маршруткам и автобусам.