Вторник, 28 июня, 2022

Запрещенные приемы в запорожском политикуме: никому не скучно

Как известно, разнообразными “запрещенными приемами” пользуются политики во многих странах мира (если не вообще во всех и каждой). Целью использования таких “грязных” технологий является полная дискредитация политических оппонентов и, как итог, победа на электоральных состязаниях. 

Вместе с тем, “грязные” политические технологии достаточно однотипны, да и высокоморальными их никак назвать не получится — при всем желании. Потому спектр возможностей для их использования весьма неширок: очернить соперника прямо накануне выборов любого масштаба, сорвать договоренности, создать информационные проблемы для человека или политической силы. 

Запорожье знает немало примеров грязных манипуляций с общественным мнением. Они касаются как местных выборов, так и общеукраинских — словом, ни в одном случае нет гарантии того, что не придется столкнуться с таким явлением. Далее — на zaporizhzhia-yes.com.ua

Админресурс — наше все

Одним из самых ярких и постоянных признаков выборов по-запорожски является повсеместное использование административного ресурса. Как ни крути, а в Запорожье огромное количество людей работает на промышленных гигантах типа “Запорожстали”, “Мотор Сичи”, “Днепроспецстали” и других крупных комбинатов. Поскольку топ-менеджмент этих предприятий часто не чужд политики (во всяком случае, региональные руководители периодически “ходят в народ” — прямым и очень наглядным доказательством тому могут послужить полтора срока в кресле градоначальника, которые достались главному инженеру “Запорожстали” Владимиру Буряку). Безусловно, отличным способом гарантировать себе “правильные” результаты голосования — причем без всевозможных дополнительных ухищрений и придумок — может быть крайне убедительная работа по формированию стойкого желания поставить галочку напротив нужной фамилии среди работников предприятия и членов их семей. Причем, если в большинстве случаев, такая “просветительская” работа происходит, в общем-то, ненавязчиво, и вроде б как ни к чему не обязывает работника, то в отдельных случаях руководители склонные перегибать палку и даже требуют от подчиненных фотоотчет о проведенном голосовании (что, между прочим, прямо и дословно запрещено действующим законодательством). Таких историй можно встретить достаточно много в открытых источниках (в том числе и в социальных сетях) накануне и сразу после любых выборов. Будем надеяться, что количество таких случаев будет минимизировано, и запорожские группы перестанут пестрить сообщениями в стиле “да сколько можно”. 

Демонстрация силы

Однако не админресурсом единым продвигается запорожская политика. Не брезгуют заказчики находить исполнителей и на куда более “неудобные” виды работ. Так, например, накануне местных выборов был облит зеленкой Александр Вилкул — довольно-таки узнаваемое в нашем городе лицо, хотя и не запорожский политик. Как должно было повлиять наличие зеленой субстанции на лице и одежде кандидата на ход мыслей граждан во время волеизъявления — это вопрос интересный и очень своевременный. Однако задавать его некому: заказчики так и не были публично названы. Также было зафиксировано немало эпизодов самой что ни есть банальной порчи оборудования для предвыборной агитации в Запорожской области. Особенно страдали палатки, агитаторы и агитматериалы одной из довольно влиятельных в нашей области партий. Исполнители не брезговали, в том числе, и физическим насилием по отношению к агитаторам, несмотря на то, что они всего лишь зарабатывают деньги, так как могут, и как умеют, и могут быть совершенно другой политической “окраски”. 

Фейки и вранье

Однако так называемый “черный пиар” и прочие предвыборные технологии, которые активно используются в Запорожье, часто совершенно не уникальны и потому повторяются на всей территории страны. Ярким примером этого может послужить якобы данное сотрудниками военкоматов обещание дежурить на избирательных участках и настойчиво предлагать пройти в военкомат всем избирателям подходящего возраста и пола. Не правда ли, уже сама формулировка откровенно смешна? Однако эта уловка оказалась, тем не менее, достаточно эффективной для того, чтобы снизить явку избирателей молодого возраста на некоторых участках. Во всяком случае, такую информацию предоставили аналитические медиа, когда делали срез по активности избирателей определенной возрастной категории. Что именно и как повлияло на решение запорожцев пропустить посещение участка в этот раз — сказать нелегко, однако сам факт массовой ретрансляции фейка про работников военкоматов уже о многом может сообщить, не правда ли?

Подкуп бывает разный

Не совсем честные (или совершенно нечестные) политические схемы, приемы и уловки в Запорожье не ограничиваются названными выше. Так, например, можно с уверенностью утверждать, что в городе отмечено немало случаев откровенного подкупа запорожцев. Причем в качестве “валюты” для покупки голосов могут использоваться как популярные в наше время по всей стране продуктовые наборы (тут уязвимыми категориями становятся, прежде всего, пенсионеры), так и более “продвинутые” товары и услуги. Социальные сети сообщают о том, что самое значительное количество таких случаев приходится на небольшие города Запорожской области — там местные кандидаты могут буквально на дом к потенциальному избирателю приносить продуктовый набор, не забыв напомнить о важности поставить галочку в бюллетене напротив конкретной фамилии. Вместе с тем, благодаря карантину  и его многочисленным ограничениями практически сошли на нет визиты народных избранников в школы, которые активно практиковались ранее. 

Провал за провалом

Очернить одного кандидата или целую политическую силу в глазах большого количества человек на самом деле не так уж и сложно. Иногда то, что он сам считает своими сильными сторонами, может быть в прямом смысле использовано против него. Так, например, речь идет об общеизвестном кейсе местного бизнесмена Владимира Кальцева. Несмотря на то, что та политическая сила, которую он представлял в бытность свою активным запорожским политиком высшего эшелона, была весьма популярна в Запорожье, а личные его качества были если не безупречны, то, уж во всяком случае, не хуже личных качеств большинства соперников — ему так ни разу и не удалось занять главное кресло города. И тут свою роль, несомненно, сыграл тот самый пресловутый “черный пиар” — когда достоинства вроде деловой хватки в глазах избирателей буквально демонизировались и превращались в недостатки.