Вторник, 17 февраля, 2026

Как кошевой атаман помог москалям захватить Украину?

Павел Гомин — известный кошевой атаман, который властвовал на территории Войска низового Запорожского после смерти гетмана Богдана Хмельницкого. Точно неизвестно, где именно родился, но некоторые исследователи предполагают именно запорожский регион. Подробнее о том, чем запомнился Павел Гомин, период в котором жил и политическая позиция — читайте дальше на zaporizhzhia-yes.com.ua.

Павел Гомон — кошевой атаман Войска низового Запорожского

Первое упоминание о Павле Гомоне датируется примерно 1657 годом, когда последнему поступило письмо от гетмана Ивана Выговского. Бывший писарь Богдана Хмельницкого пытался стать легитимным военным главнокомандующим запорожских казаков. В Чигирине казацкая Рада поддержала его, несмотря на то, что Хмельницкому все обещали, что править будет его сын. Пока Богдан крутился в гробу — Выговский ждал признания его булавы от кошевого атамана Войска низового Запорожского. Тогда на Сечи правил Павел Гомин, который был удивлен, что не Юрия Хмельницкого выбрала Чигиринская Рада. Однако в письме хитрый политик лестно объяснил тогдашнюю ситуацию в Украине, акцентируя на разработанности казаков и добавив, что: «Поскольку вы, Войско низовое Запорожское, являетесь корнем и утверждением чести и вечно памятной славы для всех городовых украинско-малороссийских войск, то пусть предшествует ваша власть и в избрании и утверждении гетмана. Вольно вам, братии нашей, устранить меня от того правительства и утвердить, на ваше усмотрение, другого». 

Как видим, Выговский повел себя достаточно дипломатично. Он признал право Сечи избирать гетманов, и даже лукаво предложил, если возникнет такое желание, избрать вместо него другого. Кошевой Гомон по собственному кураторскому опыту понимал, что власть соблазняет, поэтому даже не хотел созывать новую раду. Зато в ответном письме четко определил позицию Сечи: держаться пути Богдана Хмельницкого, то есть, пророссийского. 

Как кошевой атаман свел наших предков с московитами?

Время господства Речи Посполитой на территории современной Украины для наших предков было очень тоскливым: закрепощение, вседозволенность шляхты, бедность без земельного участка крестьян и т. п. Павел Гомин очень хорошо тогда помнил те времена, а особенно потом освободительные соревнования под руководством гетмана Хмельницкого, которые помогли сбросить польское иго. Однако после смерти Богдана ситуация вновь обострилась более того, теперь врагов стало еще больше. Последний, чтобы сохранить добытое, решил пойти на союз с Московским царем, собственно этого пути в дальнейшем и придерживался Гомон. И очень он был расстроен, когда узнал, что новоизбранный гетман Выговский обратился с письмом к польской королеве в котором намекал на стремление пойти на сближение с польской короной. Иван Выговский своими действиями показал «кто здесь гетман» — не принял во внимание мнение Сечи, поэтому кошевой атаман Гомон выступил против него. Кроме того, он не любил Выговского, потому что тот запрещал низовым казакам нападать на турецкие корабли, благодаря набегам на последних собственно запорожцы и получали много имущества и тому подобное. 

В те времена оппозиция обвинила гетмана, что он коварством украл булаву Юрия Хмельницкого, а его «пропольская позиция» — предательство Украины. Между тем Павел Гомин заручился поддержкой крымского хана, чтобы вместе пойти на Чигирин. До сих пор неизвестно почему поход не состоялся, но известно, что в этот период Гомин не был кошевым на Сечи, тогда правил Яков Барабаш. В октябре 1659 года снова находится упоминание о кошевом атамане Гомоне, который продолжал свою «антипольскую» и «антивиговскую политику». Хотя действовать в те времена Павлу стало труднее, потому что за это время Иван Выговский заручился казацкой поддержкой и один за другим избавлялся от своих противников — время дошло до Гомона. В январе 1659 года вышеупомянутый гетман официально объявил войну московитам и казакам на Сечи, которые будут поддерживать последних. Павел Гомон соединился с полками московского князя Ромодановского, но потерпел небольшое поражение, а затем и сокрушительное — знаменитая Конотопская битва. Пока Выговский торжествовал, неожиданно против гетмана, с благословения Гомона, выступило мощное войско полковника Ивана Сирко. Как складывалась дальнейшая судьба кошевого Павла Гомона истории неизвестно. Знаем лишь то, что он в дальнейшем поддерживал идею гетмана — Юрия Хмельницкого. В общем, Павла Гомона история запомнила, как одного из тех, кто приложил руку к сближению с московитами и раздроблению Гетманщины.

.......