Пятница, 3 декабря, 2021

Самые известные мэры Запорожья

Старый Александровск, который стал родоначальником современного развитого и во всех отношениях продвинутого Запорожья, развивался неравномерно, скачками. Так уж получилось, что создавалось поселение во время военных действий для выполнения очень конкретных задач – сдерживания врагов, которые могли прийти с западной стороны. Вскоре после того, как о войне было окончательно забыто, в Александровск пришёл упадок. Стоит также напомнить, что те годы (примерно вторая половина восемнадцатого века – начало века девятнадцатого) были ознаменованы ещё и значительными неурожаями вследствие засухи и других неблагоприятных погодных условий, а потому Екатеринославскую губернию охватил голод. Далее на zaporizhzhia-yes.

Перипетии судьбы

Постепенный упадок и деградация до малозначительного и вполне второстепенного поселения – это судьба не уникальная: так происходило много раз. Истории известны примеры, когда города смогли после таких событий подняться, отстроиться, наладить полноценное социальное взаимодействие в своих рамках, и продолжить своё существование под знаком славы и почёта (вспомните хотя бы временный упадок Киева во время татаро-монгольского ига!). Однако история знает и другие примеры – когда после событий, которые повлекли за собой смерть, голод, разрушение и лишение престижа, города уже так и не смогли стать великими. Некоторые и вовсе были заброшены и открыты миру исключительно благодаря золотым и неутомимым рукам археологов. Александровск на сломе восемнадцатого и девятнадцатого веков буквально балансировал на грани превращения из уездного городка в ещё более мелкое поселение. Он был ничем не примечателен (кроме степей вокруг – покуда хватало глаз). Однако нашлись энтузиасты, которые поддержали город в этот нелёгкий момент и исключительно благодаря умелому руководству город не канул в Лету. Впрочем, это была не единственная счастливая звезда, взошедшая над Александровском: несколько позже через него проляжет одна из веток Екатерининской железной дороги – грандиозного стартапа позапрошлого века. Однако до этих триумфальных событий (а судьба старого Александровска поменяется очень круто, можно даже сказать, что на сто восемьдесят градусов) оставалось ещё немало времени, которое нужно было как-то прожить.

Первый бургомистр

История сохранила до нас имя первого градоначальника Александровска. Звали его, по информации из открытых источников, Николаем Яковлевичем Коронфелем, а должность официально называлась бургомистр. Рабочим местом Николаю Яковлевичу и нескольким его сподвижникам служила так называемая ратуша, или здание городской управы. Всего удалось отыскать сведения о девяти людях, которые прямо или опосредованно принимали участие в управлении Александровском. Некоторые из них были выборными (насколько эти выборы проходили декларативно или реально – сказать с определённостью сейчас затруднительно), а некоторые – нет. Помимо бургомистра, в ратуше на благо александровцев всех родов и сословий плодотворно трудились писцы, судьи, ратманы, секретари, старосты и даже маклер. Никаких значительных сведений о личности первого александровского бургомистра до наших дней не сохранилось. 

Движение вперёд

Несколькими десятилетиями позже, уже в девятнадцатом веке, город представлял из себя куда более приятное для жизни место. Благодаря тому, что город стал в буквальном смысле перевалочным пунктом для одного из самых драгоценных грузов всех времен и народов – зерна и хлеба – в Александровск хлынули разнорабочие, ремесленники, крестьяне и военные. Он уже не ассоциировался исключительно с военной заставой. А разразившаяся над остальной Европой Первая мировая война способствовала открытию в городе некоторых важных предприятий и резкому росту населения за счёт внушительного количества беженцев. Прошло ещё примерно полвека, и Александровск окончательно «лёг на курс» движения к процветанию и известности. 

Именно в это время, то есть около сотни лет спустя после того, как главное кресло города занял Николай Коронфель, в Александровске был другой бургомистр, который оставил свой весомый след в истории. Звали его Павлом Захарьиным (по другой версии фамилия этого человека была Захарин) и он был не только градоначальником, но и весьма успешным во всех отношениях купцом. 

Манёвр чиновника

Павел Захарьин примечателен тем, что оставил в наследство Александровску (а значит – и Запорожью) свой дом весьма любопытной конструкции. Этот дом, помимо того, что пережил ещё в позапрошлом веке кардинальную реконструкцию с пристройкой второго этажа и нескольких красивых наружных лестниц, ещё и служил (притом весьма длительное время!) ратушей городской управе. В наши дни все желающие могут увидеть это здание недалеко от проспекта Соборного, около Свято-Покровского кафедрального собора. Однако дому недолго судилось выполнять роль Александровской ратуши: так вышло, что собственник его – Павел Захарьин – потребовал в качестве арендной платы слишком большую сумму, и потому было решено искать для управы другое место, подешевле. Примечательно, что такое место было найдено на расстоянии буквально одного квартала и теперь в этом здании размещается Запорожский областной краеведческий музей. Вот такая вышла недолгая, но поучительная история взаимодействия чиновника с городской управой. 

Самый результативный

Что же касается нашего времени, то одним из самых значимых и влиятельных мэров, которых помнит современное Запорожье, был Александр Поляк. Более того, согласно подсчётам, он победил в условном «командном зачёте» градоначальников и избрался в кресло мэра с рекордной поддержкой среди горожан, получив более двух с четвертью сотен тысяч голосов избирателей. 

Его правление было не настолько долгим, как хотелось бы большинству запорожцев (Александр Поляк умер, пробыв на своём посту всего-навсего три года из пяти положенных), однако именно во время его такой недолгой каденции Запорожье преобразилось и из города на сто процентов постсоветского стало современным мегаполисом. В частности, появились многочисленные фонтаны – лицо нынешнего Запорожья, видоизменился облик центрального проспекта – с него почти полностью исчезла трамвайная линия, некоторые изменения произошли также и с рекреационными зонами города. Многие запорожцы твёрдо уверены, что в том случае, если бы Александр Поляк не умер преждевременно, город стал бы намного более комфортны для жизни и популярным.